avtopromАвтоконцернам не удалось добиться отсрочки обязательного внедрения в машины системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 года. Напротив, Минпромторг настаивает на изменениях в техрегламент, чтобы убрать последнюю лазейку — возможность не устанавливать систему до 2020 года на большинство выпускаемых моделей. Эксперты полагают, что ужесточение правил может подтолкнуть некоторых импортеров с небольшими объемами продаж полностью уйти с российского рынка.

Минпромторг предложил ввести с 2017 года полный запрет на обращение автомобилей, не оснащенных системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, следует из протокола совещания, состоявшегося в министерстве 19 января (есть у «Ъ»).

Техрегламент о безопасности транспортных средств и так обязывает оборудовать с 2017 года ЭРА-ГЛОНАСС все импортируемые или производимые в РФ машины. Но у автопроизводителей все же остается возможность не внедрять ее до 2020 года на ряд моделей, поскольку недавно полученное и обновленное одобрение типа транспортного средства (ОТТС) действует три года. Так, по данным Росстандарта, в 2015 году получили новое ОТТС или продлили его КамАЗ, Kia, Hyundai, Lifan, Renault, Mitsubishi, Porsche и многие другие производители. Но если предложение Минпромторга будет утверждено, то все без исключения автоконцерны лишатся отсрочки внедрения ЭРА-ГЛОНАСС.

Большинство опрошенных «Ъ» автоконцернов уверяют, что активно работают над внедрением ЭРА-ГЛОНАСС к 2017 году по всему модельному ряду. Но на сегодняшний день системой оборудованы только новые модели, недавно вышедшие на рынок, а также транспорт для перевозки пассажиров. Так, по данным источников «Ъ», на текущий момент сертификаты получили устройства для нескольких моделей АвтоВАЗа (включая новую Lada Vesta), Mitsubishi, коммерческих моделей Mercedes-Benz Sprinter, Ford и Iveco, нескольких китайских моделей (DongFeng, Haima, BAIC), автобусов MAN и ПАЗ и еще некоторые автомобили. Всего сертифицировано порядка 20 устройств. Но в любом случае более 90% машин сейчас продаются в РФ без ЭРА-ГЛОНАСС.

Впрочем, у профильных ведомств пока нет консолидированной позиции по вопросу введения полного запрета на обращение машин без ЭРА-ГЛОНАСС. В Минэкономики сообщили «Ъ», что предлагают подходить к этому «осторожно». Ведомство подготовило обращение в правительство, в котором приводятся возможные последствия «тотального» внедрения системы. «Важный вопрос, как это скажется на автопроме, и без того испытывающим не лучшие времена, и соотносится с мерами по поддержке отрасли»,— отметили в министерстве.

При этом вопрос изменения техрегламента должен решаться на уровне ЕАЭС. По итогам совещания в Минпромторге АО ГЛОНАСС получило рекомендацию подготовить предложения по изменениям в техрегламент до 5 февраля. В Евразийской экономической комиссии отметили, что никаких обращений от Минпромторга об изменениях техрегламента не было. Собеседники «Ъ» в отрасли полагают, что Казахстан и Белоруссия могут выступить против жесткого запрета. Источник «Ъ» уверен, что без поддержки отрасли и партнеров по ЕАЭС процедура изменения техрегламента может занять «порядка полутора лет». Однако другой собеседник отмечает, что технически запрет можно ввести и без согласования с другими странами, на национальном уровне.

Автопроизводители настаивали не только на отсрочке введения системы, но и хотели избежать обязательной установки ЭРА-ГЛОНАСС на машины, которые завозятся малыми партиями (до 150 штук, под категорию подпадают машины класса люкс, а также электромобили). Такое исключение лоббировал Volkswagen Group (в концерн входят Porsche, Bentley и Lamborghini), но оно интересно и другим люксовым брендам — Ferrari, Rolls Royce, некоторым моделям Lexus. Как отмечали в Volkswagen в своем обращении в Минпромторг в прошлом году, учитывая небольшие объемы продаж, затраты на оснащение одной машины ЭРА-ГЛОНАСС превысят доход от всех проданных машин, а себестоимость производства вырастает на десятки процентов. По мнению собеседников «Ъ», если жесткий запрет на обращение машин без ЭРА-ГЛОНАСС вступит в силу, «речи о поблажках для малых партий и быть не может».

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что ужесточение «правил игры» потенциально может привести к еще большему сужению выбора моделей для покупателя. В частности, от внедрения системы могут отказаться импортеры и так теряющие интерес к российскому рынку, например, Honda.

Коммерсант

976 View