portpet

Стивидоры возмутились предложением ФТС урезать полномочия таможенных постов в основных грузовых районах Большого порта Санкт-Петербург (СПб). Служба предложила сохранить полномочия по декларированию грузов только на постах Бронка и Усть-Луга. Портовики считают, что это создает условия для неравноправной конкуренции и перераспределения грузов в незагруженную Бронку. Но, по мнению экспертов, у ФТС есть логика, поскольку наличие нескольких постов часто приводит к неконкурентным методам борьбы за грузы между терминалами

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила письмо руководителю ФТС Андрею Бельянинову, губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и полпреду президента в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину, в котором выразила протест против переноса части полномочий от таможенного поста в Большом порту СПб на посты в портах Бронка и Усть-Луга.

В феврале господин Бельянинов предложил губернатору и полпреду наделить посты Бронка и Усть-Луга исключительными полномочиями документального таможенного контроля, связанного с декларированием и выпуском товаров (письмо есть у «Ъ»). А полномочия постов в Большом порту СПб было предложено урезать, сохранив оформление прибытия товаров и их таможенный досмотр. ФТС объяснила решение грубыми нарушениями таможенного законодательства постами Балтийской таможни. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин сообщил «Ъ», что глава региона еще «не принял решения». «Транспортный блок принципиально поддерживает электронный документооборот, но около 30% участников внешнеэкономической деятельности проводят таможенное оформление на бумажных носителях. Это необходимо учитывать»,— добавил господин Албин. В комитете Петербурга по транспорту от комментариев отказались.

АСОП пишет, что из-за удаленности (Бронка и Усть-Луга в 60 и 160 км от грузовых районов порта СПб) альтернативой счесть их невозможно. В ассоциации ожидают «перемещения объема таможенного контроля» на эти посты, из-за чего операторы Бронки и Усть-Луги получат необоснованные конкурентные преимущества. В ФТС «Ъ» вчера сообщили, что служба «действует в рамках своих компетенций», а реализация этой инициативы «позволит ускорить перемещение грузов в Балтийском бассейне».

По мнению источника среди стивидоров Большого порта СПб, инициатива ФТС приведет к увеличению объемов досмотра грузов, сроков таможенного оформления и стоимости услуг. Это приведет к перераспределению контейнерных и ро-ро-грузов, терминалы для которых есть в Бронке (1,45 млн TEU и 260 тыс. единиц соответственно), отмечает собеседник «Ъ». На территории Большого порта СПб (грузооборот — 51,5 млн тонн) работают 23 стивидорные компании, грузооборот 10 крупнейших в 2015 году — 47,7 млн тонн. Первую очередь Бронки ввели в конце 2015 года, грузооборот в 2016 году должен составить 1,2 млн тонн.

Гендиректор T.A. Management (управляет портовыми активами UCL Holdings Владимира Лисина — Морской порт СПб и Контейнерный терминал СПб) Игорь Федоров жаловался заместителю главы Минтранса Виктору Олерскому, главе Агентства стратегических инициатив Андрею Никитину и заместителю главы Минэкономики Сергею Воскресенскому (письмо есть у «Ъ»). Господин Федоров считает, что «действия ФТС диаметрально противоположны предпринимаемым правительством усилиям по созданию более благоприятной бизнес-среды для участников внешнеэкономической деятельности». Он просит поддержать позицию UCL Holding и направить ФТС возражения. В Global Ports (в порту СПб им принадлежат Первый контейнерный терминал, «Петролеспорт» и «Моби Дик») считают, что инициатива ФТС могла бы перераспределить грузопотоки, что, возможно, приведет и к «закрытию ряда компаний, работающих в порту СПб».

Надежда Малышева из PortNews полагает, что в инициативе ФТС «есть логика». «При наличии нескольких таможенных постов есть риск сговора чиновников и руководителей терминалов для определения конечной таможенной стоимости»,— говорит она. Удаленность Бронки, по ее мнению, «не должна создать существенных проблем», большая часть документов отправляется в электронном виде.

Коммерсант

909 View